Сергей Рахманинов: к 145-летию со дня рождения

Значение композиторского и исполнительского творчества Сергея Рахманинова для последующих поколений огромно. Рахманинов был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап, обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века. Его музыка, обладающая неистощимым мелодическим и гармоническим богатством, при всей сложности чувств композитора и его времени, искренна и проникновенна.

Магнитогорская академическая государственная хоровая капелла имени С.Г.Эйдинова имеет в своем репертуаре практически всё вокально-хоровое и вокально-симфоническое творчество Рахманинова. В концерте, состоявшемся 26 марта в Большом зале Магнитогорской консерватории, были представлены все жанры этого наследия. Здесь и духовные хоры из «Литургии Святого Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения», и два хора из «6-ти женских хоров», кантата «Весна», сцена из оперы «Алеко», романсы, переложения для хора романса «Весенние воды» и виртуозной фортепианной польки.

Концерты капеллы всегда вызывают интерес. Это премьеры новых и мало исполняемых сочинений, или неожиданное прочтение общеизвестных. Так, совершенно очаровательно прозвучали романсы «У моего окна» и «Оне отвечали» в переложении для женского квартета (солисты Л.Зырянова, И.Устьянцева, Д.Кинжебулатова, Е.Козырь). Каждое выступление капеллы всегда раскрывает ее какой-то новой своей гранью. Наравне с мастерами сцены, ветеранами капеллы, такими как засл. арт. РФ С.Лихобабин, Д.Ращепкин, В.Пилюганова, Н.Истратова, Н.Левант (концертмейстер), успешно выступили молодые артисты Р.Нафиков, Т.Великоднова, концертмейстер Т.Гасанова. Солистка капеллы А.Гусева исполнила партию цыганки в сцене из оперы «Алеко», и полный печали и безысходности романс «О, не грусти». Обладая красивым редким меццо сопрано, певица исполняет все партии для этого голоса в произведениях крупных форм из репертуара капеллы. Сложная психологическая партия баритона в кантате «Весна» в исполнении И.Черния раскрыла его драматический дар. Имея хорошую вокальную школу, он постоянно показывает себя артистом, которому доступны различные образы – от комедийных, романтических, до сложных, высокодуховных в произведениях кантатно-ораториального жанра И.Баха, В.Моцарта, И.Гайдна, Л.Бетховена, Д.Верди.

Капелла – удивительный живой организм, с одной стороны, трепетно сохраняющий духовные и профессиональные традиции, заложенные русской хоровой культурой, с другой – открытость всему новому позволяет обогащать певческую технику интересными современными звучаниями. Коллектив, которому подвластны все стили музыкального языка и самые сложные партитуры, в котором раскрывают свой талант, как маститые музыканты, так и молодое поколение. Ответственность перед Музыкой является главной ценностью для художественного руководителя капеллы, засл. деятеля искусств Н.Ивановой, это определяет и деятельность молодых дирижеров А.Варфоломеева, В.Стельмаховича, А.Шинина. И эта идейная позиция формирует поистине творческий высокопрофессиональный уровень коллектива, где каждый второй является лауреатом международных и российских конкурсов. Капелла становится той школой, в которой формируется мастерство и преданность вокально-хоровому искусству.

Автор статьи: Пермякова Г.В.

Комментировать